|
Могущественный властитель неба, олицетворение
солнечного света, грозы, бури, в гневе метавший молнии, поражая
ими непокорных его божественной воле, - таков был верховный владыка
богов Юпитер. Его обитель находилась на высоких горах, оттуда он
обнимал взглядом весь мир, от него зависела судьба отдельных людей
и народов. Свою волю Юпитер выражал раскатами грома, блеском молнии,
полетом птиц (особенно появлением орла, ему посвященного); иногда
он посылал вещие сны, в которых открывал грядущее. Жрецы грозного
бога - понтифики совершали особо торжественные церемонии в тех местах,
куда ударяла молния. Этот участок огораживался, чтобы никто не мог
по нему пройти и, таким образом, осквернить священное место. Земля
бережно собиралась и закапывалась вместе с куском кремня - символом
молнии. Жрец воздвигал на этом месте жертвенник и приносил в жертву
двухгодовалую овцу. Юпитеру - могущественному защитнику, дарующему
победу и богатую военную добычу, на Капитолийском холме в Риме был
воздвигнут грандиозный храм, куда полководцы, возвращаясь из победоносных
походов, приносили доспехи побежденных вождей и самые ценные сокровища,
отнятые у врагов. Юпитер одновременно покровительствовал людям и
освящал их взаимоотношения. Он жестоко карал клятвопреступников
и нарушителей обычаев гостеприимства. В честь этого высочайшего
бога всего древнего Лациума несколько раз в году проводились общие
празднества - при начале посева и окончании жатвы, при сборе винограда.
В Риме устраивались ежегодно Капитолийские и Большие игры с конными
состязаниями и соревнованиями атлетов. Величайшему и прозорливому
Юпитеру, управляющему судьбами мира и людей, были посвящены самые
важные дни года - иды[*] каждого месяца. Имя Юпитера упоминалось
при всяком значительном деле - государственном или частном. Его
именем клялись, и клятва считалась нерушимой, ибо скорый на расправу
и раздражительный бог неумолимо карал нечестивца. Поскольку основные
черты италийского Юпитера были очень сходны с образом верховного
божества греков Зевса, то с усилением влияния греческой культуры
в римскую религию влились элементы греческой мифологии. И многие
сказания, связанные с Зевсом, были перенесены на Юпитера. Его отцом
стали называть Сатурна, бога посевов, который первый дал людям пищу
и правил ими во времена золотого века, подобно греческому Кроносу.
Таким образом, и жена Сатурна, богиня богатой жатвы Опс, стала считаться
матерью Юпитера, а поскольку при обращении к богине предписывалось
касаться земли, то ее образ, естественно, слился с образом богини
Реи, супруги Кроноса. [* Дни, приходящиеся на середину месяца (13
- 15-е числа).] Особенно яркими были празднества в честь Сатурна
и его супруги - сатурналии, начинавшиеся 17 декабря после окончания
жатвы и продолжавшиеся семь дней. Во время этих празднеств люди
стремились воскресить память о золотом веке царствования Сатурна,
когда, по словам римского поэта Овидия," вечно стояла весна"
и "урожай без распашки Земля приносила", "сладкий
вкушали покой безопасно живущие люди"[*]. И действительно в
дни сатурналий люди проводили время в беззаботном веселье, играх,
плясках, пирах. Они делали своим близким подарки и даже рабов, освободив
от работ, сажали с собой за стол и угощали, считая, что отдают этим
дань существовавшему некогда равенству между людьми.
[* Публий Овидий Назон. Метаморфозы (Превращения).]
|
|