|
Богиней, покровительствовавшей городам
и мирным занятиям их жителей, была дочь Юпитера Минерва. Ее особым
расположением пользовались ремесленники, художники и скульпторы,
поэты и музыканты, врачи, учителя и искусные рукодельницы. Празднества
в честь прекрасной и мудрой богини проводились во второй половине
марта, назывались квинкватрии и продолжались пять дней. Учащиеся
в первый день квинкватрии освобождались от занятий и приносили своим
учителям плату за ученье. На этот день прерывались военные действия,
если они имели место, и происходило общее бескровное жертвоприношение
лепешками, медом и маслом. Затем устраивались гладиаторские игры,
а в последний день приносились жертвы Минерве, в
специальном помещении сапожников и происходило торжественное освящение
труб, состоявших под особым покровительством богини, поскольку сословие
трубачей играло большую роль в городской жизни, участвуя в торжественных
церемониях, похоронах и различных обрядах. Флейтисты же считали своими
главными праздниками малые квинкватрии в честь Минервы, праздновавшиеся
с
13 июня и продолжавшиеся в течение трех дней. Минерва входила в
божественную троицу, куда, кроме нее, включали Юпитера и Юнону[*].
В их
честь был воздвигнут великолепный храм на Капитолийском холме, начатый
постройкой еще при царе Тарквинии Гордом. Этот храм, воздвигнутый
на
высоком постаменте, имел три святилища - Юпитера, Юноны и Минервы.
В храме
находилась статуя Юпитера, изваянная знаменитым этрусским скульптором
Вулкой из обожженной глины и покрытая киноварью[**]. Верховный бог
был
изображен сидящим на троне, в венце со скипетром и молнией в руках.
Храм
сгорел, подожженный злоумышленником. После его восстановления на
центральном тимпане было помещено рельефное изображение Рима,
расположившегося на щитах, а перед ним - волчицы, вскармливающей
Ромула и
Рема. На двускатной крыше, покрытой позолоченной медью, в центре
была
помещена квадрига[*] с Юпитером, вооруженным молниями и скипетром,
слева
от него - статуя Минервы, а справа - Юноны. На краях кровли - два
сидящих
орла. Между четырьмя средними колоннами висело три диска на цепях
(всего
по фасаду было шесть колонн).
[* По-видимому, это было прямое заимствование у этрусков их
божественной троицы: Тини (Юпитер), Уни (Юноны) и Менрвы (Минервы).]
[** Отсюда древний обычай покрывать лицо полководца-триумфатора красной
краской, ибо он одеждой, регалиями и лицом уподоблялся Юпитеру.]
[*** Колесница, запряженная четверкой лошадей.]
Возле Капитолийского холма находилось святилище бога Термина,
покровителя межи, пограничных камней между земельными участками и границ
города и государства. Священные церемонии по установлению границ и межевых
камней были введены царем Нумой Помпилием. В яме, вырытой для межевого
камня, разводили огонь; над ним закалывали жертвенное животное так, чобы
его кровь, стекая в яму, не тушила огня. Туда же лили мед, благовония и
вино, бросали плоды и, наконец, ставили камень, украшенный венком. В день
праздника Терминалий владельцы смежных полей собирались у своих межевых
камней, украшая их цветами, и приносили в жертву богу Термину лепешку, мед
и вино. Затем начинался веселый и дружный пир. Самым главным воплощением
бога Термина был священный камень, находившийся у Капитолийского храма.
|
|